Персонал МВФ посчитал, что приобретение проблемного банка НБКР и затяжная ликвидация четырех неплатежеспособных банков высветили потребность в улучшении основы урегулирования банков. Об этом говорится в докладе персонала МВФ для консультаций 2019 года.
«Необходимо внести изменения в банковское законодательство: усилить проверку акционеров со стороны НБКР; запретить НБКР приобретать доли в коммерческих банках; усилить независимость Правления НБКР в соответствии с рекомендациями в рамках последней Оценки защитных механизмов и обеспечить, чтобы основа судебного пересмотра решений НБКР в области урегулирования банков в достаточной степени учитывала аспекты финансовой стабильности», — говорится в документе.
В МВФ считают, что в Бюджетный кодекс необходимо внести изменения, позволяющие государству гарантировать экстренное предоставление ликвидности со стороны НБКР или кредитование НБКР Агентства по защите депозитов в случае системных кризисов.
«Акции банков под внешним управлением необходимо исключить из перечня приемлемого залогового обеспечения для экстренного предоставления ликвидности НБКР. Официальные органы согласились с некоторыми, но не всеми рекомендациями персонала МВФ: они напомнили сотрудникам Фонда, что Конституция страны не позволяет ограничивать судебный пересмотр решений об урегулировании банков , и выразили обеспокоенность тем, что поправка к Бюджетному кодексу, позволяющая правительству гарантировать задолженность коммерческих банков или АЗД перед НБКР, может открыть возможность для гарантирования правительством прочей задолженности ПГС», — приводится в докладе.
Официальные органы и персонал МВФ согласились с необходимостью исключения проблемного банка из баланса НБКР, но разошлись во мнениях по поводу сроков и прочих условий.
Совместно с миссией Всемирного банка, оказывающей техническую помощь в урегулировании банков, персонал МВФ порекомендовал НБКР как можно быстрее продать проблемный банк, который был вовлечен в процесс отмывания денег, Фонду государственного имущества на основе независимой экспертной оценки, которая должна определить, подлежит ли банк ликвидации.
«Это положит конец конфликту интересов с ролью НБКР как центрального банка и органа надзора за банковским сектором (в том числе в области ПОД/ФТ), восстановит равные условия для всего банковского сектора, минимизирует финансовый риск НБКР и усилит стабильность финансового сектора. НБКР планирует сохранить свое право собственности с целью реструктуризации проблемного банка и включения его в листинг иностранной биржи примерно через год. Он планирует разрешить конфликт интересов путем создания нового департамента, отдельно от банковского надзора, для управления своей долей в этом банке. Однако НБКР проявил готовность уступить проблемный банк государству быстрее, если на это согласится правительство. Правительство было не заинтересовано в том, чтобы взять проблемный банк под свой контроль, до тех пор, пока он не станет рентабельным», — говорится в докладе.