[:ru]
Агентство по защите депозитов Кыргызской Республики подключился к системе межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк».
Агентство заключило соответствующее соглашение от 25 февраля 2020 года с ГП «Центр электронного взаимодействия» при Госкомитете информационных технологий и связи Кыргызской Республики.
Справочно.
Государственное предприятие «Центр электронного взаимодействия» при Государственном комитете информационных технологий и связи Кыргызской Республики (далее – Центр) является уполномоченным Правительством Кыргызской Республики оператором системы межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк».
Система электронного межведомственного взаимодействия «Түндүк» основана на одной из наилучших международных практик – эстонской системе межведомственного взаимодействия «Х-road».
Система «Түндүк» подразумевает, что министерства, ведомства, государственные предприятия, органы муниципальной власти и другие организации (юридические и физические лица) (далее – заинтересованные стороны) должны обмениваться друг с другом информацией напрямую на межмашинном уровне. При этом:
- любая транзакция, проходящая через платформу «Түндүк», автоматически подписывается и становится документом (справкой, отчётностью, сведениями, информацией);
- у каждого органа хранится его история транзакций;
- история официально подписана и её можно будет использовать в суде;
- любой гос орган всегда знает что, когда, куда передал;
- историю невозможно подделать и она автоматически создаётся.
В настоящее время данная система разрабатывается в 20 других странах. По подсчетам специалистов, система «Х-road» в Эстонии позволяет сэкономить 1 млрд евро в год.
По оценке международных экспертов, при внедрении данной системы в Кыргызской Республике «Түндүк» позволит сэкономить бюджету до 300 млн долларов в год.
Целями Центра является обеспечение электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, государственными учреждениями и предприятиями, а также юридическими и физическими лицами при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном формате.
Задачами Центра являются:
- администрирование и техническое обеспечение системы межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк» (далее — СМЭВ);
- обеспечение обмена информацией между государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями, физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности при осуществлении электронного управления и оказании государственных и муниципальных услуг, осуществлении государственных и муниципальных функций посредством СМЭВ.
Принципы функционирования платформы «Түндүк»:
- прозрачность – при прохождении данных (информации) через «Түндүк» обеспечивается аутентичность, достоверность, целостность и возможность использования данных;
- доступность – функционирование обмена данными между двумя информационными системами, использующими «Түндүк», обеспечено и в случае прерывания работы центральных компонентов, количество центральных компонентов «Түндүк» минимизировано. Инфраструктура «Түндүк» содержит средства противодействия как временному прерыванию, так и DoS-атаке;
- конфиденциальность – конфиденциальность обеспечивается при помощи шифрования данных и двухуровневой авторизации пользования услугой. Использование «Түндүк» не снижает уровень конфиденциальности информационной системы участника «Түндүк»;
- технологическая нейтральность (независимость от платформы) – «Түндүк» позволяет информационной системе Участника «Түндүк», находящейся на любой платформе, общаться с находящейся на любой платформе информационной системой другого Участника «Түндүк» (поставщика услуг). «Түндүк» реализован как прикладной шлюз, не зависящий от платформ программного обеспечения;
- — многосторонность (мультилатеральность) – участники «Түндүк» имеют возможность ходатайствовать о доступе к любым услугам, оказываемым посредством «Түндүк».
[:]