Исламские принципы финансирования
Фундаментальную основу исламской модели финансирования составляет запрет взимания ссудного процента в любых его формах, поскольку данный запрет установлен Кораном. Такой запрет называется «риба» и по существу направлен на недопущение ростовщических операций. Ислам самого факта получения прибыли не осуждает, а запрет налагается лишь на получение фиксированной, не зависящей от результатов деятельности прибыли. То есть вознаграждение собственнику капитала не должно принимать форму выплаты заранее установленной суммы дохода, гарантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взимания процента.
В отличие от обычных (светских) банков исламский банк является инвестором и инвестирует на основе договоренности о распределении прибыли и убытков предприятия и организует свой бизнес таким образом, что прибыль или убыток банка тесно связаны с прибылью или убытком клиента. Банк является партнёром, поэтому совместно делит ответственность с заёмщиком и получает прибыль или убыток по тем проектами, которые он финансирует. Поэтому исламский банк заинтересован в процветании и развитии всех своих партнёров.
Страхование депозитов в исламском финансовом секторе
Страхование депозитов является относительно новым явлением в исламском финансовом мире и вызвало большой интерес понимания его допустимости с точки зрения шариата (исламского права), а также различий между исламскими или соответствующими шариату и обычными системами страхования депозитов.
Исламское страхование вкладов стало более актуальным в последнее время в связи с развитием исламских финансов, которые быстро развиваются не только в мусульманском, но и во всем западном мире. Сегодня исламский финансовый ландшафт резко трансформировался в динамичный и конкурентоспособный глобальный посреднический механизм. Эту отрасль поддерживают более 300 исламских финансовых институтов в более чем 75 странах, а ее активы, по прогнозам, вырастут до $3.6 трлн США по всему миру к 2026 году.
Рынок исламских финансов имеет потенциал для дальнейшего роста, учитывая, что мусульманское население составляет почти четверть населения мира. Согласно комплексному демографическому исследованию 232 стран, сегодня в мире проживает 1.57 млрд мусульман всех возрастов, что составляет 30% от оценочного населения мира в 2020 году, составившего 7.2 млрд.
Кроме того, многие начали обращать внимание на исламские финансы как на потенциальную альтернативу после глобального финансового кризиса, который привел к краху несколько гигантских традиционных финансовых институтов, а также из-за новых геополитических условий после международных санкций в результате войны России с Украиной. Исламская финансовая система, которая вводит большую дисциплину в экономику и связывает кредитную экспансию с ростом реальной экономики, способна свести к минимуму серьезность и частоту финансовых кризисов, а также дать альтернативу мировой долларовой финансово-кредитной системе и системе международных переводов.
Несмотря на большое количество стран, принявших исламское финансирование, лишь несколько стран, как ни странно, ввели исламское страхование вкладов. Это, может быть, связано среди прочего с небольшим размером исламских депозитов по сравнению с общим объемом депозитов в финансовой системе в целом или с отсутствием ясности в отношении возможности страхования инвестиционных счетов с партнерским участием в прибылях (PSIA — profit sharing Investment accounts, как правило, составляют основную часть от общей суммы исламских фондов). Таким образом, вполне логично, что мировое финансовое сообщество меньше осведомлено о существовании исламского страхования депозитов и еще не убеждено, что оно может способствовать общей стабильности финансовой системы. Тем не менее ожидается, что это явление претерпит изменения, когда исламская финансовая система станет более значимой с точки зрения ее размера.
РАЗВИТИЕ ИСЛАМСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В МИРЕ
Сообщается, что история исламского страхования депозитов началась чуть более, чем через полвека после того, как в 1933 году в США была создана первая в мире традиционная система страхования депозитов. Бахрейн ввел исламскую систему защиты депозитов (ИСЗД — на англ. IDIS¹ ) ex post (после события) в 1993 году, и на сегодняшний день она остается единственной страной, которая внедрила такую систему.
[1] IDIS — Islamic deposit insurance system
Первая ex ante (до события) ИСЗД была создана Суданом в 1996 году. Суданская ИСЗД является полноценной исламской системой в силу того факта, что ее финансовая система также является полностью исламской. ИСЗД находится в ведении Фонда защиты банковских депозитов (BDSF), которому были даны полномочия по страхованию исламских депозитов в соответствии с законом о Фонде защиты банковских депозитов 1996 года.
В 2001 году Турция разработала ИСЗД, которая работала параллельно с традиционной системой, и стала первой страной, создавшей двойную систему страхования вкладов. В отличие от традиционной системы, которой управляло правительство, ИСЗД регулировалось ассоциацией партнерских банков Турции для защиты исламских депозитов в партнерских банках (финансовых учреждениях, предлагающих исламские продукты). Однако эта модель была пересмотрена в 2005 году, когда исламская система была поглощена традиционной системой, и теперь ею управляет Фонд страхования сберегательных вкладов Турции (SDIF). Малайзия же создала свою систему защиты исламских депозитов ИСЗД позднее всех, через 22 года после создания своего первого исламского банка. В 2005 году в Малайзии были разработаны как исламская, так и традиционная системы страхования вкладов, которые действуют параллельно, но отдельно друг от друга. Система исламского страхования вкладов Малайзии направлена на защиту исламских депозитов в полноценных исламских банках и окнах исламского банкинга. После роспуска исламской системы IDIS в Турции Малайзия стала единственной страной в мире, внедрившей двойную систему страхования вкладов. Обе системы находятся под одной крышей Малайзийской корпорации страхования депозитов, которой были предоставлены полномочия в соответствии с законом о Малайзийской корпорации страхования депозитов 2005 года.
Также в 2005 году Индонезия ввела защиту исламских депозитов в соответствии с законом Индонезии о корпорации страхования депозитов 2004 года. Как и в Турции, исламские и традиционные депозиты в Индонезии защищены традиционной системой страхования депозитов, которой управляет Индонезийская корпорация страхования депозитов (IDIC). Первый исламский банк в Индонезии был создан в 1991 году, а на конец 2008 года доля исламского банкинга по активам составила 2.2% от совокупных активов банковской отрасли.
Описанные выше изменения в исламском страховании депозитов в четырех странах демонстрируют различные модели исламского страхования депозитов. Подводя небольшой итог, можно выделить три модели исламского страхования депозитов:
- Модель защиты исламских депозитов в рамках традиционной системы страхования вкладов.
- Модель с разработкой системы защиты исламских депозитов параллельно с традиционной системой.
- Модель с разработкой полноценной отдельной исламской системы защиты депозитов.
Другие страны, которые также обеспечивают защиту исламских депозитов, включают Боснию и Герцеговину, Иорданию, Кувейт, Сингапур и Великобританию. Эти страны (за исключением Иордании) используют модель, которая защищает исламские депозиты в рамках традиционной системы страхования вкладов страны.
Некоторые страны разработали планы по обеспечению защиты исламских депозитов, но информация о предлагаемых ими моделях пока недоступна. Сообщается, что среди стран, планирующих запуск такой системы защиты депозитов, есть Бруней, Джибути, Казахстан, Кения, Нигерия, Пакистан, Палестина, Катар и Сирия.
Внедрение исламского страхования вкладов зависит от того, как правительство соответствующей страны рассматривает допустимость страхования вкладов с точки зрения шариата. В этом отношении органы шариата играют важную роль в определении схемы или подхода, используемого при создании исламского страхования вкладов.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В исламе инициатива правительства по созданию системы страхования вкладов одобряется, так как это соответствует исламской концепции сиаса шарийя, которая означает любые действия, предпринимаемые правительством, если они в общественных интересах (маслах) граждан, хотя это и не предписано Кораном или не было упомянуто самим Пророком Мухаммадом с.а.в.
В соответствии с этим подходом правительство в отсутствие подхода, соответствующего шариату, внедряет систему страхования вкладов, отдавая приоритет социально-экономическим выгодам системы, а не методам ее функционирования. Такая точка зрения подкрепляется тем фактом, что вряд ли существует какая-либо альтернатива страхованию вкладов как средства удовлетворения законной потребности общества в защите вкладов. В этом отношении подход государственного регулирования допускает наличие любых запрещенных элементов, присущих механизму страхования вкладов.
Зачем нужны другие подходы, если правительство может ввести свое регулирование в сфере страхования вкладов? Другие подходы используются там, где правительство, посоветовавшись с шариатскими учеными, считает, что аргумент общественных интересов сам по себе недостаточен для оправдания отдельной системы страхования вкладов в соответствии с исламскими принципами.
МЕХАНИЗМЫ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ НА ОСНОВЕ ИСЛАМСКИХ КОНТРАКТОВ
Контракт является наилучшим доступным средством, будь то в исламской или традиционной правовой системе, для отражения намерения и согласия договаривающихся сторон. В Коране имеется более 40 аятов о нескольких видах коммерческих контрактов.
К числу контрактов, которые применялись к исламским финансовым и депозитным продуктам, относятся беспроцентный займ (кард), купля-продажа с наценкой (мурабаха), участие в прибылях (мудараба), разделение прибылей и убытков (мушарака), лизинг (иджара), договор ответственного хранения (вадия) и агентский договор (вакала). Для системы исламской защиты депозитов (IDIS) применяемые контракты включают также договор «гарантии (поручительства) с вознаграждением» (кафала бил уджр) и «добровольного пожертвования» (табарру).
Договор поручительства с вознаграждением представляет собой договорную гарантию, предоставляемую поручителем или гарантом в целях принятия на себя ответственности и обязательств гарантируемой стороны в случае возникновения претензий. В качестве вознаграждения за гарантию гарантируемая сторона уплачивает гаранту комиссию.
В рамках ИСЗД² (IDIS) страховщик депозитов использует этот договор для создания отношений между исламскими финансовыми институтами (ИФИ) как гарантирующей стороной и страховщиком депозитов как гарантом. В качестве вознаграждения за гарантию ИФИ выплачивает вознаграждение страховщику депозитов в виде ежегодных сборов (комиссии), и в случае банкротства ИФИ страховщик депозитов возьмет на себя обязательство по возмещению ущерба застрахованным вкладчикам.
[2] Исламская система защиты депозитов
В индустрии исламских финансов имеются споры ученых об использовании договора поручительства (кафала — гарантии) в финансовых сделках из-за наличия в договоре элемента денежного вознаграждения. С одной стороны, ряд ученых-классиков шариата придерживаются мнения, что взимание платы за гарантию не допускается, исходя из того, что договор носит добровольный характер. С другой стороны, некоторые ученые шариата признают необходимость разрешить это, исходя из текущих потребностей и интересов общества.
Получение комиссионных сборов в качестве платы за страхование вкладов действительно необходимо, поскольку она используется для финансирования деятельности ИСЗД (IDIS). Помимо возмещения застрахованным вкладчикам в случае банкротства, фонд также необходим для покрытия операционных расходов и затрат на развитие деятельности страховщика депозитов.
Еще одним аргументом в пользу необходимости взимания комиссионных сборов является невозможность создания фондов ИСЗД (IDIS), финансируемых исключительно правительством или частными фондами. Защита депозитов посредством частичного или полного покрытия может дорого стоить правительству, что, в свою очередь, создаст прямое или косвенное финансовое бремя для населения.
Договор дарения или добровольного пожертвования (табарру) определяется как добровольная передача права собственности на актив или его узуфрукт (право пользования) от одной стороны к другой без указания какой-либо встречной стоимости. В рамках ИСЗД (IDIS), действующей на основании договора пожертвования, Исламский финансовый институт соглашается выплачивать платежи в виде пожертвований или добровольных взносов в фонд (фонд страхования вкладов). Страховщик депозитов, действующий в качестве менеджера фонда, будет использовать этот фонд для возмещения депозитов вкладчиков любого ИФИ, находящегося в процессе банкротства. Эта схема защиты вкладов подходит для системы страхования вкладов, членство в которой не является обязательной.
Страховщик депозитов также может добавить к договору дарения элемент взаимного сотрудничества (таавуни), чтобы сформировать систему, где соглашаются делать добровольные взносы для взаимной защиты вкладчиков любого исламского банка, потерпевшего банкротство. Ее еще также называют такафул-защитой депозитов.
Помимо договоров о гарантиях с вознаграждением и пожертвованиях, существуют и другие договоры, которые можно изучить и оценить на предмет их применимости для системы защиты депозитов. Важно отметить, что разные договоры содержат разные условия или требования, и поэтому можно создавать схемы страхования вкладов с разными конструкциями и характеристиками.
СОЧЕТАНИЕ КОНТРАКТНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
При таком подходе страховщик депозитов сначала найдет наиболее подходящий договор, то есть договор, условия которого соответствуют некоторым или большинству операций по страхованию вкладов. Любой аспект деятельности, который не соответствует условиям, будет регулироваться государственными постановлениями.
Например, правительство провело оценку и решило принять такафул-защиту вкладов для своей системы защиты вкладов. Поскольку такафул-страхование предполагает добровольные взносы или выплаты комиссии от исламских банков, правительство могло бы издать постановление, делающее уплату премий обязательным для таких учреждений.
Концепция исламского страхования депозитов является относительно новой, и потребуются постоянные исследования и разработки для решения текущих проблем, а также удовлетворения будущих потребностей.
Разные страны могут сталкиваться с разными проблемами и трудностями при внедрении ИСЗД. Лучшим способом развития этой системы в Кыргызстане и продвижения ее вперед является обсуждение ее со всеми специалистами-практиками вместе, чтобы поделиться своими проблемами и обсудить пути их решения. Это даст возможность выработать рекомендации по исламскому страхованию депозитов на благо всех практиков.
Автор — Данияр Мамыров, эксперт по исламским финансам, член Российской ассоциации экспертов по исламским финансам, Малазийской ассоциации сертифицированных специалистов по ИФ (CPIF).
Источник: www.akchabar.kg
Банкинг по законам шариата: история развития
На сегодня исламское банковское дело является одним из быстрорастущих сегментов международного финансового рынка, хотя еще более 40 лет назад исламская тематика представляла собой практически неизведанную область. И, несмотря на то что исламский банкинг остается все еще слабо понимаемым явлением, особенно для большинства европейских стран и США, интерес к нему постоянно растет. Это подтверждают и показатели роста, которые демонстрирует исламская финансовая модель, 15–20% ежегодно за последнее десятилетие. Исламские финансовые организации успешно функционируют в странах Ближнего Востока (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар), в Малайзии, Турции, Индонезии, Великобритании, США, Германии. По оценке компании Ernst&Young мировой совокупный объем исламских финансовых активов — около $2.5 трлн, и к 2025 году мировые активы мусульманских банков могут составить $3.4 трлн. Чем же вызван такой интерес к этой индустрии?
За последний год этот сегмент вырос более чем на 16%. А исследование МВФ показало: исламские банки более устойчивы к финансовому кризису, чем традиционные. Ключевые рынки исламского банкинга — Египет, Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Турция, Индонезия, Бахрейн и Пакистан. В финансовой системе Ближнего Востока доля исламских финансовых услуг доходит до 25%.
ОПЫТ В СТРАНАХ СНГ В СФЕРЕ ИФ
Потенциальные клиенты исламского банкинга в России — почти 25 млн российских мусульман.
«Халяльные» банковские услуги предлагает татарстанский АК «Барс», финансового дома «Амаль» в Казани, филиал «Татагропромбанка», банк «ЛяРиба» в Махачкале. До конца мая подписать соглашение с Исламским банком развития (ИБР, международная финансовая организация со штаб-квартирой в Саудовской Аравии) планирует «Внешэкономбанк». Сбербанк начал предоставлять услуги исламского банкинга в своих филиалах в четырех регионах России (Татарстане, Дагестане, Чечне и Башкирии).
Первый опыт применения исламских методов финансирования в Казахстане имел место в 2003 году, когда «Банк Туран-Алем» привлек соответствующий требованиям шариата финансирование, основанное на механизме мурабаха ($250 млн).
В Казахстане процесс развития исламских финансов связывается с финансово экономическим кризисом 2007 года, когда на базе Национального банка Казахстана (НБК) был создан Региональный финансовый центр в Алматы. В 2009 году был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования», а в 2012-м Национальным банком Казахстана была разработана и утверждена дорожная карта по развитию исламских финансов до 2020 года. В марте 2010-го в республике был зарегистрирован первый исламский банк — «Аль-Хилаль». Казахстанский филиал Al-Hilal банка (Абу-Даби), представляет собой полноценный исламский банк, однако осуществляет только корпоративное финансирование.
ИБР сыграл огромную роль во внедрении и развитии исламского финансирования в Казахстане. Казахстан присоединился к ИБР 30 ноября 1995 года. В 1998 году был открыт первый и пока единственный по всей Центральной Азии и СНГ Региональный офис ИБР в Алматы. Всего в мире насчитывается четыре таких региональных отделения (Марокко (1994 г.), Малайзия (1994 г.), Сенегал (2008 г.).
В октябре 2012 года между правительством РК и группой ИБР была подписана Страновая стратегия партнерства на 2012—2014 годы (Membership Country Partnership Strategy – MCPS), которая предусматривала инвестирование в экономику Казахстана на сумму порядка $1.2 млрд.
ICD совместно с большой группой международных и внутренних инвесторов, включая владельцев «Заман Группы», создали первую исламскую лизинговую компанию (Ijara) в Казахстане с объявленным капиталом 1-го уровня в размере $36 млн, которая была нацелена на развитие малого и среднего бизнеса, в тесном сотрудничестве с банковским сектором Казахстана. Позже аналогичная лизинговая компания открывается и в Кыргызстане.
В 2012 году впервые на постсоветском пространстве АО «Банк Развития Казахстана» (БРК) стал первым эмитентом по выпуску среднесрочных исламских облигаций «Сукук аль-Мурабаха» на сумму 240 млн малазийских ринггитов с годовой надбавкой 5.5% и 5-летним сроком погашения.
В Кыргызской Республике история создания первого исламского банка начинается 16 мая 2006 года, когда был подписан меморандум о взаимопонимании между Исламским банком развития (ИБР), Кыргызской Республикой и ОАО «ЭкоБанк» (старое название банка до 14 мая 2010 года, ныне ЗАО «ЭкоИсламикБанк») относительно внедрения Исламского банковского дела и финансирования в Кыргызской Республике.
23 января 2023 года ЗАО «ЭкоИсламикБанк» отметил 25-летие со дня своего возникновения. Сеть данного банка насчитывает около 100 офисов по всей республике и обслуживает 100 тысяч клиентов в месяц.
С 2008 года гарантом соответствия деятельности банка принципам исламского финансирования в ЗАО «ЭкоИсламикБанк» является Шариатский совет. Именно этот уполномоченный орган осуществляет контроль за проведением операций по исламским принципам банковского дела и финансирования. Далее в 2018 году ОАО «БТА Банк» запускает «Исламский финансовый центр» с филиалами в Бишкеке. В открытии филиала «Исламского Финансового Центра» приняли участие члены Шариатского совета ЗАО «БТА Банк» экс-муфтий Чубак ажы Жалилов, директор Независимого аналитического исследовательского центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов, проректор Исламского университета Кыргызстана Марс Ибраев и другие. Позже после объединения ОАО «Бакай Банка» с «БТА Банком», филиалы ИФЦ также открываются в Оше, Джалал-Абаде и Караколе. В качестве приоритетных и востребованных продуктов исламского банкинга на начальном этапе работы «исламского окна» «Бакай Банка», предлагаются такие продукты, как: «Мурабаха на потребительские цели», «Мурабаха-универсал», «Мурабахаавтофинансирование», «Мурабаха-ипотека» и т. д. Также Исламский финансовый центр начал предлагать услуги своим клиентам для вложения своих денежных средств в соответствии с договорами Мудараба и Кард Хасан.
Позже при одобрении правительства КР, в 2022 году лицензии на право ведения банковского дела в соответствии с принципами исламского финансирования получают сразу несколько «исламских окон» в государственных банках, среди которых «РСК Банк» и «Айыл Банк».
МОДЕЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ, В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ?
Рынок Кыргызской Республики (далее КР) имеет потенциал в области развития и внедрения ИПФ.
Правительством КР проводилась определенная работа по усилению нормативно-правовой среды путем внесения поправок в закон о банковской деятельности в 2009-м и 2013 году. Данные поправки содержали общие положения относительно создания Советов по вопросам шариата в исламских банках, работающих в стране, а также процедур проведения банковских операций в соответствии с исламскими принципами.
По данным «Отчета IFC (Всемирного Банка)» более 80% населения КР исповедуют ислам. Почти 10% МСБ в КР предпочитают не обращаться в традиционные банки в связи с тем, что выплата процентов по кредитам полностью противоречит ценностям, которые исповедуют представители данных предприятий МСБ. По итогам исследования в «Отчете IFC» определен потенциал финансирования в адрес МСБ в объеме $342.2 млн —$456.3 млн.
Почти 80% МСБ КР отметили предпочтение и высокую заинтересованность в исламских банковских продуктах и услугах. Это говорит о значительном неохваченном потенциале, поскольку существует лишь один исламский банк и четыре «исламских окна», работающих в КР на текущий момент, на долю которых приходится лишь 1.6% всех кредитов, выданных коммерческими банками.
Фундаментальную основу исламской модели финансирования составляет запрет взимания ссудного процента в любых его формах, поскольку данный запрет установлен Кораном. Такой запрет называется «риба» и по существу направлен на недопущение ростовщических операций.
Ислам самого факта получения прибыли не осуждает, а запрет налагается лишь на получение фиксированной, не зависящей от результатов деятельности прибыли. То есть вознаграждение собственнику капитала не должно принимать форму выплаты заранее установленной суммы дохода, гарантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взимания процента. Согласно нормам исламской этики праведно лишь то богатство, источником которого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наследство или дар. Кроме того, прибыль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предпринимательству.
В отличие от обычных (традиционных) банков исламский банк инвестирует на основе договоренности о распределении прибыли и убытков предприятия и организует свой бизнес таким образом, что прибыль банка тесно связана с прибылью клиента. Банк получает прибыль или убыток наряду с теми проектами, которые он финансирует и в связи с этим он больше вовлечен в процесс принятия решения о финансировании.
Финнадзор зарегистрировал первый в КР выпуск Сукук аль Мудараба
Финнадзор зарегистрировал первый в Кыргызстане выпуск исламских сертификатов долевого участия (Сукук аль Мудараба) компании ОсОО «Интеркаскад, исламская специальная финансовая компания».
Объем выпуска составил 750 млн сертификатов, по 1 сому за каждый.
«Ценным бумагам присвоен государственный регистрационный номер KG1001233814 от 25 мая 2023 года со сроком обращения до 31 декабря 2030 года», — сообщили в Финнадзоре.
Оригинатором выступает компания «Интеркаскад Трейд энд Файненс Лимитед», зарегистрированная в соответствии с законодательством Гонконга.
«Компания намерена привлечь дополнительные средства для развития бизнеса и готова предоставить владельцам Сукук доли в прибыли от использования привлеченных средств», — поясняют в Службе регулирования и надзора за финансовым рынком.
Добавим, бизнес оригинатора состоит в торговле крупнооптовыми партиями бытовой и промышленной техники с рынков стран Юго-Восточной Азии на рынки стран Центральной Азии. Между эмитентом и оригинатором заключено инвестиционное соглашение, основанное на принципах договора Мудараба.
источник: www.akchabar.kg
ФИННАДЗОР ЗАРЕГИСТРИРОВАЛ ЕЩЕ ОДИН ВЫПУСК «СУКУК АЛЬ МУДАРАБА»
Финнадзор зарегистрировал выпуск исламских сертификатов долевого участия («Сукук аль Мудараба») компании ОсОО «Рахма Инвест исламская специальная финансовая компания».
Объем выпуска составил 4.5 млрд экземпляров, по 1 сому за каждый.
«Ценным бумагам присвоен государственный регистрационный номер КG 1401237118 от 1 сентября 2023 года со сроком обращения до 31 декабря 2035-го», — сообщили в Финнадзоре.
Оригинатором выступает компания «Рахма Био Фарма Коммерсиал Брокерс ЛЛС», зарегистрированная в соответствии с законодательством Объединенных Арабских Эмиратов.
«Компания намерена привлечь дополнительные средства для развития бизнеса и доли в прибыли от использования привлеченных средств»,— поясняют в Службе регулирования и надзора за финансовым рынком.
Добавим, бизнес оригинатора работает на растущем рынке нутрицевтиков и пищевых добавок. Taslim — представляет с собой суперпитательный пребиотический напиток, который разработан новаторски для улучшения обмена веществ, ограничения тяги к еде и улучшения самочувствия.
В Кыргызстане зарегистрировали еще один «Сукук аль Мудараба»
Финнадзор произвел государственную регистрацию очередного в Кыргызстане выпуска исламских сертификатов долевого участия («Сукук аль Мудараба»). Это ОсОО «Пьюрмонт Капитал, исламская специальная финансовая компания».
Объем выпуска составил 5.7 млрд экземпляров на 5.7 млрд сомов. Срок обращения — до 31 декабря 2033 года.
Оригинатором выступает ОсОО «Пьюрмонт Дженерал Трейдинг ЭлЭлСи», зарегистрированная в соответствии с законодательством Объединенных Арабских Эмиратов.
Компания намерена привлечь дополнительные средства для развития бизнеса и готова предоставить владельцам «сукук» доли в прибыли от использования привлеченных средств.
источник: www.akchabar.kg
Исламское финансирование. В КР появилось еще два Сукук аль Мудараба
Служба надзора и регулирования за финансовым рынком произвела государственную регистрацию первого выпуска исламских сертификатов долевого участия двух компаний (Сукук аль Мудараба). Об этом сообщает Финнадзор.
В частности, это ОсОО «Рахма Инвест, исламская специальная финансовая компания» и ОсОО «Пьюрмонт Капитал, исламская специальная финансовая компания».
- «Рахма Инвест, исламская специальная финансовая компания» прошла процедуру регистрации 3 июля текущего года, главой значится Стальбек Джумадилов.
- «Пьюрмонт Капитал, исламская специальная финансовая компания» на рынке с марта этого года, Гузаль Мустафаева является директором компании.
Напомним, регистрация двух «сукук» стала вторым случаем в истории Кыргызстана. Ранее был только один «Сукук аль Мудараба» компании ОсОО «Интеркаскад, исламская специальная финансовая компания».
Добавим, заместитель исполнительного директора Агентства по защите депозитов Нурлан Байбосунов рассказал, что в Кыргызстане потребность в выпуске ценных бумаг «сукук» составляет более 3.3 млрд сомов.
источник: www.akchabar.kg
Радио «Парламент» — народная трибуна
Не только эко-исламские банки, но и другие коммерческие банки, работающие в таких же условиях, осуществляют банковскую деятельность, основанную на принципах ислама. Информацию об этом сообщила депутат Жогорку Кенеша Надира Нарматова сегодня, 6 сентября, в эфире радио «Парламент».
Халяльные деньги. Ислам не против депозитов в соответствии с шариатом.
Финансовые эксперты говорят, что лучший способ сохранить деньги в безопасности — это хранить их в банке. Именно поэтому граждане, имеющие деньги, делают вклады в банках с целью их приумножения или сохранения. Как вообще ислам относится к депозитам? Об этом должен задуматься каждый мусульманин в силу своих религиозных убеждений.
По мнению муфтия Кыргызстана, если вклад будет размещен в обычном банке на основе заранее гарантированной прибыли, то это будет ростовщичество (риба), а если он будет размещен в банке, работающем по исламским принципам, то это будет допустимо. Значить, Ислам не против депозитов. Однако такой депозит существенно отличается от традиционного (обычного) депозита.
В чём РАЗНИЦА?
В мировом опыте широко используются как традиционные, так и исламские формы вкладов. Этот инструмент развивается не только в мусульманских странах, но и в странах Запада. Сегодня индустрия исламских финансов превратилась в конкурентоспособный глобальный посреднический механизм. Более 300 исламских финансовых учреждений действуют в более чем 75 странах, и ожидается, что к 2026 году их активы по всему миру достигнут $3,6 трлн.
Что касается разницы между депозитом, сделанным в обычном банке (по традиционной западной системе), и депозитом, сделанным по исламским принципам, традиционные банки получают проценты по вкладам. А основными принципами исламского финансирования являются запрет вычета долей в виде процентов, равное участие в рисках и прибылях, обеспечение денежного потока реальными активами. Исламские банки работают по контрактам. Иными словами, здесь преобладает принцип партнерства. Как прибыль, так и убытки от проекта будут нести исламский банк и клиент по предварительному соглашению в соответствии с условиями контракта.
«Например, годовая процентная ставка устанавливается при оформлении вклада в обычном банке. Она может составлять от 12% до 15%. На рынке процентные ставки устанавливаются по-разному. С другой стороны, если вклад сделан в банке, работающем по исламским принципам, вкладчик становится партнером банка, и обе стороны делят прибыль. Если банк получает хорошую прибыль, он должен разделить ее поровну с вкладчиком. Обе стороны разделяют прибыль и убытки от вложенных денег. Здесь никому не гарантирована авансовая доля процентов. Другими словами, прибыль делится по предварительной договоренности между банком и клиентом, этот процент может составлять 30/70 или 50/50. Здесь учитывается договоренность между вкладчиком и банком и интересы обеих сторон. Например, если банк зарабатывает 100 000 сомов, то обе стороны делят по 50 000 сомов. Стороны не связаны никаким процентом», — говорит Талант Керимбаев, специалист по исламским финансам.
Талант Керимбаев говорит, что тем, кто хочет положить деньги на депозит, следует сначала уточнить, для чего они будут использовать деньги на депозите и для какой цели. Однако прежде чем обращаться за услугами банка, банк или клиент должны подумать, на что они тратят свои деньги. Эти деньги не должны быть потрачены на развитие казино, азартных игр, распространения алкоголя и других запрещенных видов деятельности. Это против шариата.
Хотя исламские инвестиционные депозиты внешне похожи на взаимные фонды (оба не являются напрямую гарантированными доходами), первые, в отличие от вторых, регулируются четко структурированной системой управления рисками и конкретными стандартами риска.
АГЕНТСТВО ПО ЗАЩИТЕ депозитов ЗАЩИЩАЕТ депозиты в соответствии с ИСЛАМСКИМи ПРИНЦИПАМ
По данным отчета Международной финансовой корпорации (Всемирный банк), более 80% населения Кыргызстана исповедуют ислам. В силу религиозных убеждений люди в Кыргызстане очень заинтересованы в понимании различий между внесением денег и традиционными системами страхования вкладов.
В 2009-2013 годах Правительство Кыргызстана провело ряд мероприятий по усилению нормативно-правовой базы путем внесения изменений и дополнений в законодательство о банках. Эти поправки включали общие положения, связанные с созданием шариатских советов в исламских банках, действующих на территории страны, а также процедуры проведения банковских операций в соответствии с исламскими принципами.
По информации Национального банка, 5 банков из 23 действующих в настоящее время в Кыргызстане коммерческих банков имеют право осуществлять операции по принципам исламского финансирования.
«По состоянию на 1 октября 2023 года депозитная база коммерческих банков Кыргызстана составила 411,0 миллиарда сомов. А портфель финансирования по принципам исламского финансирования составляет 6,2 миллиарда сомов или 2,6% кредитного портфеля банковского сектора. В свою очередь депозиты по принципам исламского финансирования составляют 3,8 млрд сомов или 0,9% депозитного портфеля банковского сектора.«, — отмечает Национальный банк.
Мы связались с одним из банков Бишкека, чтобы узнать, какие виды вкладов доступны в Кыргызстане по исламским принципам. В Кыргызстане существуют виды депозита «Карта Хасан» по исламскому принцибу, «Мудараба с капитализацией прибыли», «Мудараба с капитализацией прибыли и пополнением», «Безлимитная Мудараба», «Безлимитная Мудараба с пополнением» и т.д. Это может варьироваться в зависимости от банка. У каждого свои особенности и условия. Минимальная сумма вклада начинается от 500 сомов (долларов, рублей). Депозиты для пополнения внесенных денег и получения прибыли разные, каждый имеет свои преимущества и недостатки. Из-за этого банки советуют вкладывать большую сумму денег на длительный период времени, а если предстоит положить небольшую сумму денег, пополнять ее ежемесячно или еженедельно. Банки гарантируют, что средства будут вкладываться только в разрешенный шариатом бизнес.
В Агентстве по защите вкладов отмечают, что вклады граждан Кыргызстана находятся под защитой государства. Все коммерческие банки, действующие в стране, включены в систему защиты вкладов Кыргызстана на основании лицензии Национального банка страны. Вклады, сделанные по исламским принципам, также защищены государством.
«Агентство по защите депозитов защищает депозиты, полученные в соответствии с принципами исламских финансов, на тех же условиях, что и традиционные депозиты. Когда наступит гарантированный срок, включая проценты по вкладам, каждому вкладчику будет выплачено не более 1 миллиона (1 000 000) сомов (компенсация).«, — рассказала Аида Жумаканова, менеджер по связям с общественностью Агентства по защите вкладов.
Тем не менее, в Агентстве по защите вкладов КР подчеркнули, что за 15 лет своей деятельности оно не выплатило компенсации ни за один вклад, сделанный по исламским принципам в Кыргызстане. Это показывает стабильность исламских банков.
Аида Жумаканова добавила, что сегодня в стране банковские услуги по принципам исламского финансирования предоставляют АО «ЭкоИсламикБанк», АО «Бакай Банк», АО «Коммерческий Банк Кыргызстан», АО «РСК Банк», АО «Айыл Банк» и др. «ЭкоИсламикБанк» и «Бакай Банк» подтвердили, что активно привлекают депозиты в соответствии с принципами исламского финансирования.
Также АО «Коммерческий банк Кыргызстана», АО «РСК Банк», АО «Айыл Банк» имеют лицензию на привлечение депозитов по принципам исламского финансирования и в ближайшее время начнут принимать депозиты по стандартам шариата.
«Чтобы не быть обманутым при оформлении вклада по исламским принципам, клиент, прежде всего, должен убедиться, что банк, в который он обращается, имеет лицензию на ведение банковской деятельности по исламским принципам финансирования Национального банка. Если клиент намерен открыть необходимый счет по принципам исламских финансов, это счета «Кард Хасан» и «Вади а Яд Дамана», если он хочет срочный инвестиционный вклад, то он может открыть депозит «Мудараба». – отметила менеджер отдел по связям с общественностью Агентства по защите депозитов Аида Жумаканова.
Как было сказано выше, банкам, имеющим лицензию на оказание банковских услуг в соответствии с принципами исламского финансирования, выданную Национальным банком, являются коммерческие банки: «ЭкоИсламик Банк»,АО «Коммерческий банк «Кыргызстан», АО «РСК Банк», «Айыл Банк» АО «Исламское Окно».
По словам Аиды Джумакановой, агентству необходимо выпустить финансовые инструменты в виде государственных исламских ценных бумаг (суверенных сукук) для инвестирования свободных средств накопленных вкладов депозитов, принятых в соответствии с принципами исламского финансирования. Поэтому Агентство активно работает в этом направлении.
В заключение, Ислам не против получения прибыли, но запрещает деятельность в бизнесе, не соответствующую Шариату.
Автор Жанара Каденова.
Нурлан Байбосунов: «Философия исламских финансов - это этический кодекс с упором на справедливость»
«Путь к источнику воды» — так лирично звучит слово «шариат» в переводе с арабского языка. Гуманная ипотека, концепция денег в исламе, разделение рисков и выгоды – исламские финансы опираются на шариат и несут в мир духовные ценности.
Основой исламских финансов является шариат. Это всеобъемлющая система ценностей, направленная во имя достижения счастливого будущего человечества. О философии исламских финансов — кодексе с упором на честность, о создании мира и гармонии в обществе, где каждый получает справедливую долю богатства, а люди поддерживают друг друга, — а также о пути и миссии исламских финансов в Кыргызстане портал Banks.kg побеседовал с заместителем исполнительного директора Агентства по защите депозитов КР Нурланом Мокушевичем Байбосуновым.