ОТЧЕТ О ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ
по состоянию на 31 декабря 2020 года
(Суммы выражены в тыс. сом)
Наименование статьи | На 31 декабря 2020 года | На 31 декабря 2019 года |
Активы | ||
Денежные средства и их эквиваленты | 3,128 | 512 |
Инвестиционные ценные бумаги, учитываемые по амортизированной стоимости | 3,034,465 | 2,579,318 |
Основные средства и нематериальные активы | 7,833 | 10,377 |
Прочие активы | 34 | 4 |
Итого активы | 3,045,460 | 2,590,211 |
Обязательства | ||
Краткосрочные обязательства | 2,827 | 1,231 |
Итого обязательства | 2,827 | 1,231 |
Фонд защиты депозитов | ||
Взносы Правительства КР | 257,741 | 257,741 |
Взносы участников | 1,773,426 | 1,463,447 |
Накопленный чистый доход | 1,011,466 | 867,792 |
Итого источники собственных средств | 3,042,633 | 2,588,980 |
Итого источники собственных средств и обязательства | 3,045,460 | 2,590,211 |
Исполнительный директор | И. о Финансового менеджера – главного бухгалтера | |
Мурзабеков Э.Р. | Байдылда у И. |
Отчет о совокупном доходе
за год, закончившийся 31 декабря 2020 года
(Суммы выражены в тыс. сомов)
Наименование показателя | За год,
закончившийся 31 декабря 2020 г. | За год,
закончившийся 31 декабря 2019 г. |
Доходы | ||
Доходы от управления активами Фонда | 181,819 | 172,624 |
Итого доходы | 181,819 | 172,624 |
Расходы
Прибыль / (убыток) от курсовых разниц |
(48) |
(18) |
Расходы на персонал
Амортизация основных средств и нематериальных активов | (27,287)
(3,580) | (24,888)
(3,490) |
Хозяйственно-операционные расходы |
(7,230) |
(8,072) |
Итого расходы | (38,145) | (36,468) |
Итого совокупный доход за год | 143,674 | 136,156 |
Отчет об изменениях в Фонде защиты депозитов
за год, закончившийся 31 декабря 2020 года
(Суммы выражены в тыс. сом)
Взнос Правительства | Взносы
участников | Накопленный чистый доход | Итого | |||||
Сальдо на 1 января 2019г. |
257,741 |
1,199,613 |
731,636 |
2,188,990 | ||||
Взносы участников | — | 263,834 | — | 263,834 | ||||
Совокупный доход за год |
— |
— |
136,156 |
136,156 | ||||
Сальдо на 31 декабря 2019г. |
257,741 |
1,463,447 |
867,792 |
2,588,980 | ||||
Взносы участников | — | 309,979 | — | 309,979 | ||||
Совокупный доход за год |
— |
— |
143,674 |
143,674 | ||||
Сальдо на 31 декабря 2020г. | 257,741 | 1,773,426 | 1,011,466 | 3,042,633 | ||||
Отчет о движении денежных средств
за год, закончившийся 31 декабря 2020 г.
Прямой метод (Суммы выражены в тыс. сом)
Движение денежных средств по видам деятельности | За год,
закончившийся 31 декабря 2020 г. | За год,
закончившийся 31 декабря 2019 г. |
1. Операционная деятельность | ||
Выплаты персоналу (вкл. социальные взносы и подоходный налог) |
(27,287) |
(25,986) |
Выплаты поставщикам за товары и услуги |
(4,675) |
(6,634) |
Прочие поступления денежных средств | — | 58 |
Прочие выплаты денежных средств | (954) | (1,396) |
Чистое движение денежных средств использованных в операционной деятельности |
(32,916) |
(33,958) |
2. Инвестиционная деятельность | ||
Погашение ценных бумаг | 16,406,150 | 4,742,973 |
Приобретение ценных бумаг | (16,679,478) | (4,972,978) |
Поступление от выбытия ОС | — | — |
Приобретение основных средств и НМА | (1 052) | (981) |
Чистое движение денежных средств использованных в инвестиционной деятельности | (274,380) | (230,986) |
3. Финансовая деятельность | ||
Поступление средств от участников в Фонд защиты депозитов | 309,979 | 263,834 |
Чистое движение денежных средств, полученных от финансовой деятельности |
309,979 |
263,834 |
Влияние изменения курса валют | (67) | (18) |
Чистое изменение денежных средств | 2,616 | (1,128) |
Денежные средства на начало года | 512 | 1,640 |
Денежные средства на конец года | 3,128 | 512 |
Заключение независимого аудитора
Мнение с оговоркой
Мы провели аудит финансовой отчетности Агентство по защите депозитов Кыргызской Республики (далее — Агентство), состоящей из отчета о финансовом положении по состоянию на 31 декабря 2020 года, отчета о совокупном доходе, отчета об изменениях в фонде защиты депозитов и отчета о движении денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, а также примечаний к финансовой отчетности, включая краткий обзор основных положений учетной политики.
По нашему мнению, за исключением влияния вопросов, изложенных в разделе «Основание для выражения мнения с оговоркой» нашего заключения, прилагаемая финансовая отчетность отражает достоверно во всех существенных аспектах финансовое положение Агентства по состоянию на 31 декабря 2020 года, а также ее финансовые результаты и движение денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Основание для выражения мнения с оговоркой
- В соответствии с учетной политикой Агентства, утвержденной 19 декабря 2014 года распоряжением исполнительного директора, Агентство учитывает инвестиционные ценные бумаги по амортизированной стоимости. Однако, Совет Директоров Агентства, 14 декабря 2018 года утвердил Инвестиционную политику, в соответствии с которым учет ценных бумаг должен производится по справедливой стоимости, оцениваемым через прочий совокупный результат. В результате неприменения утвержденной инвестиционной политики, Агентство, продолжает ценные бумаги учитывать по амортизированной стоимости. Данные бухгалтерского учета Агентства свидетельствуют о том, что, если бы руководство отражало инвестиционные ценные бумаги по справедливой стоимости с применением временного порядка по переоценке ценных бумаг Агентства по защите депозитов КР, стоимость инвестиционных ценных бумаг и резерва по переоценки ценных бумаг по состоянию на 31 декабря 2020 года необходимо было бы увеличить на сумму 210,350 тысяч сом. Следовательно, балансовая стоимость ценных бумаг составила бы 3,244,815 тысяч сом, а резерв по переоценке 210,350 тысяч сом.
- С 1 января 2018 года вступил в силу Международный стандарт финансовой отчетности 9 «Финансовые инструменты», однако Агентство на дату проведения аудиторских работ не утвердило соответствующую методологию для расчета и признания соответствующих ожидаемых кредитных убытков по финансовым инструментам. Учитывая факт, что определение ожидаемых кредитных убытков требуют применение многочисленных суждений и оценок со стороны Руководства Агентства, путем применения альтернативных аудиторских процедур, мы не имели возможности определить общую сумму ожидаемых кредитных убытков, который должен был бы быть отражен в случае применения требований данного стандарта. Следовательно, мы не могли определить, требуются ли внесение корректировок в указанные суммы.
- В соответствии с учетной политикой Агентства, утвержденной 19 декабря 2014 года распоряжением исполнительного директора, взносы от участников признаются по кассовому методу. Данный подход учета не соответствует требованиям определяемым концептуальными основами подготовки финансовой отчетности утвержденные Комитетом по МСФО, в частности методу начисления. Данные бухгалтерского учета Агентства свидетельствуют о том, что, если бы руководство признавало обязательства участников в отношении Агентства по взносам в соответствии с методом начисления, необходимо было бы с корректировать сумму дебиторской задолженности и взносов участников. Учитывая факт, что суммы взносов от многих участников также подтверждаются по кассовому методу, путем применения альтернативных аудиторских процедур мы не имели возможности определения правильной суммы взносов. Следовательно, мы не могли определить, требуется ли внесение корректировок в указанные суммы.
Мы провели аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Наши обязанности в соответствии с этими стандартами описаны далее в разделе «Ответственность аудитора за аудит финансовой отчетности» нашего аудиторского заключения. Мы независимы по отношению к Агентству в соответствии с этическими требованиями, применимыми к нашему аудиту финансовой отчетности в Кыргызской Республики, и мы выполнили наши прочие этические обязанности в соответствии с данными требованиями. Мы полагаем, что полученные нами аудиторские доказательства являются достаточными и надлежащими, чтобы служить основанием для выражения нами мнения с оговоркой.
Прочая информация
Аудит финансовой отчетности Агентство по защите депозитов за год, закончившийся 31 декабря 2019 года, проводился другим аудитором, который выразил не модифицированное мнение по указанной отчетности 25 февраля 2020 года.
Ответственность руководства и лиц, отвечающих за корпоративное управление, за финансовую отчетность
Руководство несет ответственность за подготовку и достоверное представление указанной финансовой отчетности в соответствии с МСФО и за систему внутреннего контроля, которую руководство считает необходимой для подготовки финансовой отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок.
При подготовке финансовой отчетности руководство несет ответственность за оценку способности Агентства продолжать непрерывно свою деятельность, за раскрытие в соответствующих случаях сведений, относящихся к непрерывности деятельности, и за составление отчетности на основе допущения о непрерывности деятельности, за исключением случаев, когда руководство намеревается ликвидировать Агентство, прекратить ее деятельность или когда у него отсутствует какая-либо иная реальная альтернатива, кроме ликвидации или прекращения деятельности.
Лица, отвечающие за корпоративное управление, несут ответственность за надзор за подготовкой финансовой отчетности Агентства.
Ответственность аудитора за аудит финансовой отчетности
Наша цель состоит в получении разумной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок, и в составлении аудиторского заключения, содержащего наше мнение. Разумная уверенность представляет собой высокую степень уверенности, но не является гарантией того, что аудит, проведенный в соответствии с МСА, всегда выявляет существенные искажения при их наличии. Искажения могут быть результатом недобросовестных действий или ошибок и считаются существенными, если можно обоснованно предположить, что в отдельности или в совокупности они могут повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе этой финансовой отчетности.
В рамках аудита, проводимого в соответствии с МСА, мы применяем профессиональное суждение и сохраняем профессиональный скептицизм на протяжении всего аудита. Кроме того, мы выполняем следующее:
- выявляем и оцениваем риски существенного искажения финансовой отчетности вследствие недобросовестных действий или ошибок; разрабатываем и проводим аудиторские процедуры в ответ на эти риски; получаем аудиторские доказательства, являющиеся достаточными и надлежащими, чтобы служить основанием для выражения нашего мнения. Риск не обнаружения существенного искажения в результате недобросовестных действий выше, чем риск не обнаружения существенного искажения в результате ошибки, так как недобросовестные действия могут включать сговор, подлог, умышленный пропуск, искаженное представление информации или действия в обход системы внутреннего контроля;
- получаем понимание системы внутреннего контроля, имеющей значение для аудита, с целью разработки аудиторских процедур, соответствующих обстоятельствам, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля Агентства;
- оцениваем надлежащий характер применяемой учетной политики, обоснованность бухгалтерских оценок и соответствующего раскрытия информации, подготовленного руководством;
- делаем вывод о правомерности применения руководством Агентства допущения о непрерывности деятельности, а на основании полученных аудиторских доказательств – вывод о том, имеется ли существенная неопределенность в связи с событиями или условиями, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности Агентства продолжать непрерывно свою деятельность. Если мы приходим к выводу о наличии существенной неопределенности, мы должны привлечь внимание в нашем аудиторском заключении к соответствующему раскрытию информации в финансовой отчетности или, если такое раскрытие информации является ненадлежащим, модифицировать наше мнение. Наши выводы основаны на аудиторских доказательствах, полученных до даты нашего аудиторского заключения. Однако будущие события или условия могут привести к тому, что Агентство утратит способность продолжать непрерывно свою деятельность;
- проводим оценку представления финансовой отчетности в целом, ее структуры и содержания, включая раскрытие информации, а также того, представляет ли финансовая отчетность лежащие в ее основе операции и события так, чтобы было обеспечено их достоверное представление;
Мы осуществляем информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление, доводя до их сведения, помимо прочего, информацию о запланированном объеме и сроках аудита, а также о существенных замечаниях по результатам аудита, в том числе о значительных недостатках системы внутреннего контроля, которые мы выявляем в процессе аудита.
Из тех вопросов, которые мы довели до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление, мы определяем вопросы, которые были наиболее значимыми для аудита финансовой отчетности за текущий период и, следовательно, являются ключевыми вопросами аудита. Мы описываем эти вопросы в нашем аудиторском заключении, кроме случаев, когда публичное раскрытие информации об этих вопросах запрещено законом или нормативным актом или когда в крайне редких случаях мы приходим к выводу о том, что информация о каком-либо вопросе не должна быть сообщена в нашем заключении, так как можно обоснованно предположить, что отрицательные последствия сообщения такой информации превысят общественно значимую пользу от ее сообщения.
Армен Ванян
Директор/Партнер Квалификационный сертификат аудитора. Серия А №0264 от 11 июля 2016 года |
5 марта 2021 года
Бишкек
ОсОО Грант Торнтон
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности.
Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком
при Правительстве Кыргызской Республики, 3 мая 2013 года.