Утверждено
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
От 8 апреля 2024 года №157
ПОЛОЖЕНИЕ
об Агентстве по защите депозитов Кыргызской Республики
Глава 1. Общие положения
- Настоящее Положение определяет правовые и организационные основы деятельности Агентства по защите депозитов Кыргызской Республики (далее — Агентство), его полномочия, задачи, функции.
- Агентство в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также настоящим Положением.
- Агентство по защите депозитов Кыргызской Республики — независимая, некоммерческая организация с самостоятельной организационно-правовой формой — Агентство по защите депозитов, наделенная полномочиями, правами и обязанностями, установленными в Законе Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)» и настоящим Положением.
- Агентство имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках. Полное официальное наименование Агентства:
на государственном языке: Кыргыз Республикасынын Депозиттерди коргоо боюнча агенттиги;
на официальном языке: Агентство по защите депозитов Кыргызской Республики.
- Агентство имеет штампы, фирменный бланк установленного образца.
- Счет Агентства, предназначенный для пополнения Фонда защиты депозитов за счет взносов Кабинета Министров Кыргызской Республики (далее — Кабинет Министров) и коммерческих банков, микрофинансовых компаний, жилищно-сберегательных кредитных компаний, подлежит открытию и обслуживанию в Национальном банке Кыргызской Республики (далее — Национальный банк). Банковские счета Агентства, предназначенные для операционных расходов и иных затрат Агентства, открываются в коммерческих банках.
- Агентство имеет право создавать представительства и назначать своих представителей в регионах Кыргызской Республики.
Глава 2. Задачи Агентства
- Задачами Агентства являются:
1) обеспечение эффективной системы защиты депозитов в Кыргызской Республике;
2) выполнение функций ликвидатора банков и иных финансово-кредитных организаций, осуществляющих прием вкладов, лицензируемых Национальным банком в установленном законодательством порядке;
3) рассмотрение обращений проблемных заемщиков банков и иных финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком.
Глава 3. Функции Агентства
- Агентство по защите депозитов осуществляет следующие функции:
1) ведет реестры банков-участников, микрофинансовых компаний-участников и жилищно-сберегательных кредитных компаний-участников;
2) осуществляет учет требований вкладчиков, сумм, подлежащих выплате, и сумм выплаченных компенсаций по депозитам;
3) выплачивает вкладчикам, подпадающим под действие Закона Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)», сумму, определенную указанным Законом;
4) рассчитывает размер взносов и собирает взносы в Фонд защиты депозитов;
5) проводит необходимые действия, направленные на обеспечение своевременной и полной оплаты взносов;
6) устанавливает и налагает штрафы и пени за несвоевременную оплату взносов;
7) управляет активами Фонда защиты депозитов в порядке и пределах, установленных Законом Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)»;
8) осуществляет взаимодействие с государственными органами и другими организациями;
9) осуществляет отбор банка-агента в целях обеспечения выплаты компенсаций по вкладам;
10) обеспечивает возмещение выплаченных компенсаций в фонд защиты депозитов с ликвидируемых банков, микрофинансовых компаний и жилищно-сберегательных кредитных компаний в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)»;
11) привлекает заемные и иные средства в случае их недостатка для выплаты вкладчикам компенсационных сумм;
12) обеспечивает внутренний контроль;
13) проводит мероприятия по повышению осведомленности общества о системе защиты депозитов;
14) на регулярной основе проводит тестирование готовности участников системы защиты депозитов к наступлению гарантийного случая;
15) выступает в качестве ликвидатора банков и финансово-кредитных организаций в установленном законодательством порядке;
16) представляет в суд, Национальный банк предварительный, текущий и заключительный отчеты о ходе проведения ликвидации банков и иных финансово-кредитных организаций в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности»;
17) в порядке, определяемом Кабинетом Министров, рассматривает обращения проблемных заемщиков банков и иных финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком;
18) осуществляет на договорной основе агентские услуги по взысканию задолженности банков перед Национальным банком и государственным бюджетом, переданных в порядке правопреемства;
19) осуществляет иные функции по обеспечению эффективной деятельности системы обязательной защиты депозитов, по ликвидации банков и финансово-кредитных организаций, а также по рассмотрению обращений проблемных заемщиков, предусмотренных положением, утверждаемым Кабинетом Министров.
Глава 4. Полномочия Агентства
- Агентство разрабатывает проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения положений Закона Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)», утверждаемые Кабинетом Министров.
- При необходимости Агентство привлекает государственные органы и независимых экспертов для выполнения задач, установленных Законом Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)».
- Для реализации задач и функций Агентство вправе:
1) заключать договоры, необходимые для осуществления деятельности Агентства;
2) обращаться в Национальный банк с предложением о применении к банкам, микрофинансовым компаниям и жилищно-сберегательным кредитным компаниям соответствующих мер воздействия, предусмотренных законами Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности», «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» и законодательством в сфере регулирования деятельности жилищно-сберегательных кредитных компаний;
3) обращаться в Национальный банк за информацией, необходимой для выполнения задач, определенных Законом Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)»;
4) требовать от банков-участников, микрофинансовых компаний-участников, жилищно-сберегательных кредитных компаний-участников размещения информации о системе защиты депозитов и участии их в системе защиты депозитов на территории предоставления банком, микрофинансовой компанией, жилищно-сберегательной кредитной компанией услуг вкладчикам в форме и порядке, определенном Законом Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)»;
5) требовать от ликвидатора или временного администратора банка, микрофинансовой компании, жилищно-сберегательной кредитной компании, в которых наступил гарантийный случай, информацию о депозитах физических лиц и индивидуальных предпринимателей по форме, установленной Агентством;
6) приобретать недвижимое и движимое имущество, необходимое только для обеспечения деятельности Агентства;
7) совместно с Национальным банком и в соответствии с порядком, согласованным с Национальным банком, участвовать в процессе урегулирования проблем банка, микрофинансовой компании и жилищно-сберегательной кредитной компании на ранней стадии по вопросам установления соответствия ведения сведений о вкладах (депозитах) определенным требованиям, объему и структуре обязательств банков, микрофинансовых компаний и жилищно-сберегательных кредитных компаний перед вкладчиками, уплаты взносов в Фонд защиты депозитов, а также исполнения банками, микрофинансовыми компаниями и жилищно-сберегательными кредитными компаниями иных обязанностей, установленных Законом Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)»;
8) в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» на общих основаниях участвовать в качестве претендента в отборе кандидатов для осуществления функций ликвидатора банка;
9) обращаться в Национальный банк об оказании содействия в получении необходимой информации от финансово-кредитных организаций, а также в проведении необходимых заключений, экспертиз и иных мероприятий по вопросам, входящим в его компетенцию, при рассмотрении обращений проблемных заемщиков банков и иных финансово-кредитных организаций Агентством;
10) в ходе осуществления мер по передаче или продаже активов и обязательств банка в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» использовать средства Фонда защиты депозитов в объеме и на условиях, согласованных с Национальным банком.
- Для целей осуществления Агентством задач по ликвидации банков и иных финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком, Агентство:
1) проводит процедуру ликвидации банков и иных финансово-кредитных организаций, переданных в его ведение;
2) обладает полномочиями всех органов управления ликвидируемого банка и иной финансово-кредитной организации и является его единственным законным представителем как юридического лица, если иное не установлено Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности»;
3) осуществляет взыскание, реализацию активов ликвидируемого банка или иной финансово-кредитной организации и последующее распределение средств между кредиторами в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности»;
4) запрашивает и получает необходимую информацию от государственных органов, банков и иных финансово-кредитных организаций, других юридических и физических лиц в рамках полномочий, предоставленных Агентству по ликвидации банков и иных финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком;
5) с момента назначения судом ликвидатором Агентство:
— принимает ликвидируемый банк или иную финансово-кредитную организацию в свое ведение, проводит инвентаризацию активов, счетов и документов, принимает меры по обеспечению сохранности его активов;
— распоряжается имуществом, совершает любые правомерные действия со всеми активами ликвидируемого банка или иной финансово-кредитной организации в целях оптимального удовлетворения требований кредиторов, принимает меры по взысканию задолженности перед ликвидируемым банком, а также меры, направленные на поиск, выявление и возврат его имущества и активов;
— запрашивает и получает необходимую информацию от государственных органов, банков и иных финансово-кредитных организаций, других юридических и физических лиц в рамках полномочий, предоставленных Агентству;
— проверяет обоснованность требований кредиторов и в случае необоснованности требований отклоняет их полностью или частично, а также исполняет иные функции, вытекающие из Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности», по осуществлению процедуры ликвидации банков и иных финансово-кредитных организаций;
6) осуществляет выплаты по распределению невостребованных средств кредиторов ликвидированных банков;
7) осуществляет взыскание по кредитам, перешедшим по договорам уступки права требования, в целях дальнейшего распределения средств между акционерами ликвидированного банка;
8) предоставляет ежегодный отчет о проделанной работе по подпунктам 6 и 7 пункта 3 настоящего Положения в Национальный банк.
- Агентство не вправе:
1) заниматься деятельностью, выходящей за пределы его задач, функций и полномочий, определенных Законом Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)» и настоящим Положением;
2) создавать или быть участником юридических лиц;
3) осуществлять кредитование, предоставлять в любой форме финансовую и нефинансовую помощь Кабинету Министров Кыргызской Республики, другим государственным органам, юридическим и физическим лицам, общественным организациям, за исключением случаев, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)», а также приобретать недвижимое и движимое имущество, за исключением имущества, связанного с обеспечением деятельности Агентства.
Глава 5. Органы управления Агентства
- Органами управления Агентства являются Совет директоров и исполнительный орган Агентства (правление).
- Совет директоров Агентства (далее — Совет директоров) является высшим органом управления Агентства, состоящим из семи членов:
1) трех представителей Кабинета Министров, в том числе одного представителя Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики и двух — Министерства финансов Кыргызской Республики (на уровне члена коллегии), назначаемых Председателем Кабинета Министров;
2) трех представителей Национального банка (не ниже уровня члена правления Национального банка), назначаемых правлением Национального банка;
3) независимого эксперта в области банковского дела, назначаемого совместным решением Кабинета Министров и Национального банка.
- Члены Совета директоров осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе, за исключением независимого члена Совета директоров. Оплата труда независимого члена Совета директоров определяется решением Совета директоров.
- Члены Совета директоров назначаются сроком на 5 лет. Члены Совета директоров могут назначаться на должность не более 2 сроков подряд.
- Председатель Совета директоров и заместитель председателя Совета директоров избираются членами Совета директоров простым большинством голосов сроком на 2 года.
- Заместитель председателя Совета директоров исполняет обязанности председателя Совета директоров в случае вакансии или при временном отсутствии председателя Совета директоров.
- К исключительной компетенции Совета директоров Агентства относятся:
1) утверждение по представлению исполнительного директора Агентства размеров календарных и чрезвычайных взносов, предназначенных Фонду защиты депозитов;
2) одобрение проектов нормативных правовых актов, необходимых для выполнения положений Закона Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)», и представление их на утверждение Кабинету Министров;
3) утверждение организационной структуры Агентства;
4) утверждение регламента исполнительного органа (правления);
5) одобрение кандидатов на назначение/освобождение руководителей службы внутреннего аудита/внутреннего аудитора, службы риск-менеджмента/риск-менеджера, корпоративного секретаря Агентства, заслушивание их отчетов;
6) установление дополнительных требований по повышению квалификации членов исполнительного органа (правления);
7) по представлению исполнительного директора Агентства принятие решения о выплате компенсаций вкладчикам при наступлении гарантийного случая;
8) по представлению исполнительного директора Агентства определение инвестиционной политики, установление ограничений по контрагентам Агентства;
9) утверждение бюджета Агентства и отчета о его исполнении;
10) утверждение годового отчета Агентства;
11) ежегодное заслушивание отчета исполнительного директора Агентства;
12) утверждение комплексной политики Агентства по конфликту интересов;
13) ежегодное определение независимой аудиторской организации для проведения внешнего аудита, получение результатов проведенного аудита Агентства в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики о государственных закупках;
14) дача согласия на заимствование Агентством средств для покрытия обязательств согласно требованиям Закона Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)»;
15) утверждение программы Агентства по повышению осведомленности общественности о системе защиты депозитов;
16) утверждение стратегического плана развития Агентства и системы защиты депозитов;
17) осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)».
- Совет директоров проводит заседания в соответствии с утвержденным на своем заседании регламентом. Кворум на заседании Совета директоров состоит из пяти членов. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа членов Совета директоров. При равенстве голосов голос председателя Совета директоров является решающим.
- Внеочередные заседания Совета директоров могут созываться по инициативе председателя Совета директоров либо четырех членов Совета директоров.
Члены Совета директоров не могут делегировать свои полномочия.
- На каждом собрании секретарем Совета директоров ведется протокол, подписываемый председательствующим на заседании членом Совета директоров и секретарем. Решения Совета директоров принимаются в форме постановлений, подписываемых председателем. По каждому вопросу ведется ведомость голосования, подписываемая каждым присутствующим на собрании членом Совета директоров и являющаяся частью протокола заседания Совета директоров.
- Решения и протоколы Совета директоров хранятся постоянно.
- Руководство Агентством осуществляется исполнительным органом (правлением).
Порядок работы исполнительного органа (правления) осуществляется в соответствии с регламентом исполнительного органа (правления), утверждаемым Советом директоров.
Исполнительным органом (правлением) Агентства руководит исполнительный директор Агентства.
- Исполнительный директор Агентства:
1) принимает решения по всем вопросам деятельности Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Совета директоров Агентства;
2) отвечает за текущую деятельность Агентства;
3) издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства, назначает на должность и освобождает от должности работников Агентства;
4) в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики определяет условия приема на работу, систему оплаты труда, служебные обязанности и права, систему поощрений и дисциплинарных взысканий для работников Агентства;
5) заключает договоры с физическими и юридическими лицами, необходимые для осуществления деятельности Агентства;
6) выступает от имени Агентства и представляет интересы Агентства во всех судебных органах, государственных органах и других учреждениях и организациях независимо от организационно-правовой формы, а также в отношениях с индивидуальными предпринимателями и гражданами;
7) вносит на рассмотрение Совета директоров кандидатуры заместителей исполнительного директора для представления на назначение на должность и/или освобождение от должности;
8) участвует в заседании Совета директоров и представляет на рассмотрение Совета директоров соответствующие вопросы, входящие в его компетенцию;
9) несет ответственность за использование средств Фонда защиты депозитов, а также реализацию и результаты проводимой инвестиционной деятельности Агентства;
10) осуществляет другие функции, полномочия и права, необходимые для обеспечения эффективной деятельности Агентства.
- Исполнительный директор Агентства и два его заместителя назначаются Президентом Кыргызской Республики по представлению Совета директоров Агентства. Исполнительный директор и его заместители назначаются сроком на пять лет. Исполнительный директор и его заместители могут быть назначены на должность не более двух сроков.
- Исполнительный директор и его заместители освобождаются от должности в следующих случаях:
1) по личному заявлению;
2) при совершении уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
3) при невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
4) утраты гражданства Кыргызской Республики;
5) при несоответствии и невыполнении (нарушении) требований, предусмотренных статьями 18 и 19 Закона Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)»;
6) при невыполнении своих должностных полномочий и осуществлении действий, ущемляющих интересы Агентства, по рекомендации большинства членов Совета директоров лицу, назначившему исполнительного директора и его заместителей.
- В случае отсутствия исполнительного директора его обязанности на основании приказа возлагаются на одного из его заместителей.
Глава 6. Организация деятельности Агентства
- Операционные расходы и прочие затраты на содержание Агентства, связанные с выполнением задач, возложенных на него, на каждый финансовый год покрываются за счет:
1) не более 2 процентов в год от общей суммы накопленных средств Фонда и компенсационных выплат, подлежащих возврату в Фонд, рассчитываемых на начало года;
2) не более 25 процентов от дохода, полученного от размещения свободных средств Фонда;
3) не более 1 процента в год от общей суммы накопленных средств Фонда и компенсационных выплат, подлежащих возврату в Фонд, рассчитываемых на начало года после достижения размера Фонда защиты депозитов 15000000000 (пятнадцати миллиардов) сомов;
4) вознаграждения ликвидатору банков или иной финансово-кредитной организации в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности»;
5) комиссионного вознаграждения от возврата долгов по агентским услугам и иных средств, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.
- Агентство ведет учет и отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и в соответствующей форме и периодичностью публикует их в средствах массовой информации и представляет по первому требованию любого лица.
- Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Агентства осуществляется службой внутреннего аудита Агентства.
- Годовой отчет Агентства утверждается Советом директоров.
- Для проведения внешнего аудита Агентства Совет директоров Агентства в срок не позднее 6 месяцев до окончания финансового года в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики о государственных закупках, определяет независимую аудиторскую организацию.